Теперь органам власти при оказании госуслуг запрещено повторно возвращать документы гражданам

Президент РФ подписал федеральный закон от 19.07.2018 №204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг". Закон был принят Государственной Думой 5 июля, одобрен Советом Федерации 13 июля.

Федеральный закон устанавливает, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Ранее ограничения по количеству допустимых возвратов документов гражданам и юридическим лицам отсутствовали.

Повторный возврат документов допустим в следующих случаях:

- изменение требований нормативно-правовых актов, касающихся предоставления услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении услуги,

- наличие ошибок в заявлении о предоставлении услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа и не включенных в представленный ранее комплект документов,

- истечение срока действия документов, или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги,

- выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица, при этом возврат документов должен быть подтверждён актом руководителя органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, о факте привлечения должностного лица к ответственности за противоправное или ошибочное действие.

До сих пор ограничения по количеству допустимых возвратов документов гражданам и юридическим лицам отсутствовали.

Кроме того, Федеральным законом расширяются возможности граждан при обжаловании решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, должностного лица такого органа, государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника МФЦ, а также иных организаций и их работников, привлекаемых для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Так, заявитель вправе в рамках досудебного (внесудебного) обжалования обратиться с жалобой в случае истребования у него документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. В случае признания жалобы, не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, направляются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения и информация о порядке обжалования принятого решения.»